Речь дается многим детям с трудом. Они не могут выговаривать ряд букв, сбиваться при произношении сложных слов, испытывают другие проблемы. Это можно преодолевать с помощью различных упражнений.
Одними из вариантов являются скороговорки для развития дикции.
Скороговорки являются частью фольклора, являются плодом культуры речи. Они дают возможность просто, в доступной форме, правильно выучить произношение букв, и довести это до автоматизма, когда человек не думает, как именно нужно артикулировать губами, языком, но при этом все звуки будут издаваться правильно.
Кроме автоматизма запоминания, важным фактором является интерес, который вызывают скороговорки и процесс их произношения. Ребенок соревнуется сам с собой, появляется азарт, стремление сделать все правильно и быстро, добиться качественного результата. Эти фразы являются отличной мотивировкой для постоянных занятий.
Произношение развивает голосовые связки, улучшает артикуляционный аппарат ребенка или взрослого человека, позволяет контролировать дыхание во время произношения.
Скороговорки требуется запоминать и правильно произносить, что является хорошей тренировкой памяти. Слушая свое произношение, человек невольно развивает слуховое восприятие речи, что особенно важно при изучении иностранного языка.
Есть варианты подходящие для людей разного возраста, помогающие выработать произношение отдельных букв, или тренировать речь в полном объеме.
Деление фраз может идти по длине скороговорки. Бывают следующие варианты:
Короткие состоят из нескольких слов, легче запоминаются и тренируют возможности быстрого овладения определенными звуками. Длинные варианты имеют несколько предложений, могут нести не один смысл, показывать целый процесс.
Еще один вид деления – это фразы для тренировки произношения отдельных звуков. Они насыщены труднопроизносимыми буквами, например «р», которая может повторяться в каждом слове фразы. Существуют варианты для многих букв алфавита.
Еще один вариант деления – по возрасту. Для самых маленьких существуют простые скороговорки в несколько слов, где все слова понятны для ребенка, вызывают у него определенные ассоциации. Для старших предлагаются фразы и целые монологи, требующие осмысления текста, понимания слов и терминов, в этом случае они учат чему-то новому, с которым ребенок еще не сталкивался.
Скороговорка выступает в таком случае средством получения знаний.