Что такое дислалия, симптомы и как исправить

Под дислалией нужно понимать специфическое расстройство речи, которое выражается в виде замещения, искажения или полном отсутствии речи при понимании грамматических конструкций, обращенной речи.

Для него также характерно полное сохранение слуха.

Дислалия относится к категории распространенных отклонений, характерных для большинства дошкольников. Оно не накладывает изменений на интеллектуальные способности ребенка, но может спровоцировать дислекции при отсутствии грамотного подхода к лечению. В статье мы рассмотрим основные правила, по которыми должна осуществляться реабилитация при подобных отклонениях. Мы также рекомендуем заказать услуги логопеда на https://best-logoped.com/, если для вашего ребенка характерна данная проблема.

Дислалия: классификация заболевания

Заболевание делится на две категории, исходя из первопричины: на органическую и функциональную. Первая обусловлена специфической формой строения артикуляционного аппарата, вторая обусловлена нейродинамическим типом нарушения, локализирующего в коре головного мозга. Вторая встречается чаще и при грамотном подходе относится к категории обратимых заболеваний. Ее мы рассмотрим подробнее.

Характерные особенности функциональной дислалии

Функциональная дислалия внутри своей группы делится на 3 категории: моторную, сенсорную и сенсомоторную. Они все отличаются локализацией. Первая предполагает нарушения, которые находятся в центральных отделах речевого анализатора, сенсорная – в центральных отделах речевого и слухового. Сенсомоторная предполагает сочетание одно временно двух типов или частичное, перманентное их проявление с разной интенсивностью.

Специфика моторного типа функциональной дислалии возникает дефект, связанный с отсутствием возможности корректно произносить определенные звуки. Чаще всего в силу тонуса мышц ребенок не может правильно артикулировать звуки. Это самая яркая черта данного отклонения, по которой ее можно идентифицировать.

В случае сенсорной алалии можно отследить в большей степени фонематические проявления – ребенок не может понять принцип различия звуков. На слух ребенок не понимает, в чем разница между свистящими, шипящими, мягкими или твердыми звуками. Поэтому в процесс построения слова он меняет их местами, за счет чего получается бессвязный набор звуков. В дальнейшем подобное отклонение приведет к тому, что ребенок не сможет нормально воспринимать речь на слух.